+7 (495) 991-18-50

+7 (499) 250-84-98

Оригинал взят у  a_zatvornik  
в Общественный экологический контроль: теория и практика 
К сожалению, Россия не относится к числу стран, где государство проявляет достаточно заботы об экологической обстановке.

Скорее даже наоборот - если верить аналитикам Всемирного экономического форума, прошедшего в Давосе в 2012 г.

Поэтому на помощь и активное участие чиновников в сохранении нашей среды обитания надеяться не приходится - чаще приходится им активно противостоять, борясь либо с антиобщественными и грабительскими решениями, либо с их категорическим нежеланием работать. Примеров обратного критически мало.

Потому, добиваясь от нашего государства или органов местного самоуправления качественной работы, надо уже иметь на руках пакет доказательств.

Для этого (в том числе ;) ) и существует общественный экологический контроль.
Сразу оговорюсь, что эта статья ни в коем случае не претендует на полноту раскрытия темы - скорее описывает практически наработки, которыми мы уже можем поделиться со всеми желающими.

Правовой основой общественного экологического контроля являются высшие нормативные правовые акты России:

Конституция России устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).

Таким образом, проводя общественный экологический контроль, мы не только реализуем свои конституционные права, но и выполняем свои, как граждан, прямые обязанности.
Очень важно это понимать.

Федеральный Закон "Об охране окружающей среды" говорит буквально следующее:

Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Обратите особое внимание на третий пункт.

Сейчас нет каких-либо законодательных актов, конкретизирующих порядок проведения гражданами общественного экологического контроля - поэтому фразу "в соответствии с законодательством" можно трактовать только одним образом: любыми не противоречащими закону способами и средствами.

Вообще, если вы занимаетесь общественной деятельностью в области охраны окружающей среды (как бы высокопарно это ни звучало =) ), очень рекомендую изучить закон "Об охране окружающей среды". Как правило, чиновники, и, тем паче "крепкие хозяйственники", "бизнесмены" и прочие бандиты знают этот закон очень плохо и его соблюдением себя не утруждают - не стоит им уподобляться. А вот ловить за руку и выставлять незаконные дела, наносящие вред нашей земле и нашим природным богатствам очень даже стоит. Для этого, опять же, и существует общественный экологический контроль.

Результатом контроля всегда должен быть документ, в котором вы зафиксируете все, что выявили. Он называется акт.
Никакой установленной формы акта нет - можете просто набросать его от руки на листе бумаги.

А можете воспользоваться вот этой удобной и универсальной формой, по которой работаем мы:
-= Акт общественно-экологического контроля (бланк) =-

Повторюсь, что этот бланк - всего лишь шаблон, его совершенно свободно можно изменять по своему усмотрению.

Общественный контроль (в т.ч. экологический) всегда проводится применительно к чему-то. Это называется объектом контроля.

Этот объект надо достаточно четко указать.

Как правило, это какой-либо участок земли. Например, у вас во дворе недавно прошла вырубка - следовательно, объектом контроля будет территория города такого-то в границах таких-то, либо вблизи какого-либо отмеченного на карте объекта.

Примеры:

1) ... провели осмотр территории парка "Дубки" в г. Химки в границах: Нагорное шоссе - ул. 9 мая - центральная аллея парка - территория детской площадки.

2) ... провели общественный экологический контроль в отношениитерритории г. Химки вблизи д. 66 по Юбилейному проспекту.

3) ... провели общественный экологический контроль состояния двора и внутриквартальной дороги на территории г. Химки, вблизи д. 9 и 10 по ул. 9 Мая.
и тому подобное.

Главное требование - чтобы по записи в акте можно было четко и однозначно понять, что именно мы с вами проверяли. Помимо акта, этому помогут сделанные в ходе осмотра фотографии.

Далее - в акте обязательно укажите время проведения осмотра, его начало и окончание.
Почему это важно? Смысл общественного контроля - перевести некие события или обстоятельства в юридическую плоскость.

То есть все, под чем мы подписываемся в составленном акте, нами фиксируется. Уже нельзя будет сказать, что этого не было - ведь несколько граждан своей подписью засвидетельствовали все, что увидели. Например, строительная техника припарковалась на газоне, повредив травяное покрытие - 5-6 подписей местных жителей, которые составили акт, уже не позволят сказать, что в такое-то время техника там не стояла. Или, к примеру, если у вас во дворе срубили пять деревьев, и в акте вы поставили подписи о том, что вечером такого-то дня в такое-то время нашли во дворе пни и опилки - уже нельзя будет сказать, что вам померещилось. По сути, подписи в акте - своего рода свидетельские показания. Это уже доказательство, а не просто голословные заявления.

Тут мы подходим к очень важному моменту и частой ошибке, которую допускают люди. Актом вы фиксируете только то, что увидели в ходе осмотра.
Никакие предположения, догадки, оценки и тому подобное неуместны.

Неправильно: ... в ходе осмотра было обнаружено, что деревья были недавно незаконно вырублены...

Правильно: ...в ходе осмотра были обнаружены пять пней. Древесина насрезе влажная, мягкая, почва вокруг пней усеяна опилками, ветвями, кусками древесины ...

Только факты. Только то, что видно по сути.

В то же самое время, если в ходе осмотра вы поймали потенциальных злоумышленников, что называется, с поличным - обязательно укажите это в акте.

Например: ... в ходе осмотра была обнаружена группа из трех человек, при помощи бензопил производящая валку деревьев, разделение стволов спиленных деревьев на части и отделение ветвей от стволов ...
или так: ... в ходе общественного экологического контроля было обнаружено, что на указанной территории работает экскаватор с номером (таким-то), при помощи которого неустановленное лицо производит выемку грунта ...

Если на спецодежде рабочий или технике есть логотипы, указывающие на их принадлежность к организации - обязательно укажите их.

На любой строительной технике (кроме, разве что, тачек ;) ) должны быть номера - будь то самосвалы, бульдозеры, тракторы, экскаваторы, или, не дай Бог, харвестеры.

В случае, если движется и работает техника без номерных знаков - обязательно укажите это в акте и постарайтесь сфотографировать ее со всех сторон в качестве подтверждения.
Это уже, само по себе, нарушение.

Важно! Мы не должностные лица и не имеем права требовать, чтобы нам предъявляли документы - НО! мы имеем полное право попросить предъявить их нам. Разрешение на строительство, ордер на строительные работы, ордер на производство земляных работ, порубочный билет и т.п. Вежливо попросите вам их показать. Если их предъявляют - сфотографируйте. Если отказываются - обязательно укажите в акте, что на просьбу продемонстрировать (показать) вам разрешительные документы встретили отказ. В конце концов, если эти люди работают законно - вся документация должна быть у них на руках, а если вам почему-то отказываются продемонстрировать документы - можно смело считать, что их нет.
Обратите внимание, что действительны только документы с "живыми" подписями и синими печатями, либо заверенные копии. Ксерокопия - не документ. Может, они ее только что нарисовали на компьютере и распечатали? Такие примеры в нашей практике, увы, были.

Вы, наверное, обратили внимание, что выше мы неоднократно упоминаем фотографии.
Ваш верный друг и товарищ во время общественного контроля - фотоаппарат. Снимите на него все, что осматривали. Снимите территорию в целом и отдельные объекты, которые упомянули в акте.

На фотографиях должны стоять дата и время съемки, и очень хорошо будет, если в кадр попадут участники общественного контроля (не "злоумышленники" и не случайные прохожие, а те, кто подпишет с вами акт).

Если ваш фотоаппарат не выставляет время и дату автоматически (не все так хорошо настраивают технику) - не страшно. На распечатанные снимки от руки поставьте дату, время и место съемки.

В любом случае поставьте на распечатанные снимки свои подписи - чтобы заверить их таким образом.

К сведению: часто потенциальные нарушители (назовем их так) кричат "Не снимайте нас! Вам нельзя нас снимать!" Обычно это наглая ложь. Действительно, есть места, где съемка запрещена - но таких мест очень мало, и там общественный экологический контроль обычно проводить нет причин.

В любых местах, открытых для общего доступа (т.е. куда можно пройти законно и свободно, где нет сплошного ограждения и т.п.) снимать можно.

Законом также установлено, что не допускается сбор и распространения информации о частной жизни человека без его согласия - такой нелепый аргумент нам доводилось слышать от сотрудников ЧОП или рабочих, изображающих юридическую грамотность.

Но вот "беда" - какая такая частная жизнь у человека на работе? Вы же снимаете не гражданина такого-то. Вы снимаете работника в униформе, экскаватор с водителем и т.п.
То есть - снимаете не личную жизнь конкретного лица, а служащего, исполняющего свои трудовые (или не очень) обязательства.

Кроме того, законом даны оговорки:
 - если человек просто попал в кадр и не является основным объектом съемки. Например, когда вы снимаете работы во дворе - и среди этого в кадре оказался рабочий, или когда снимаете вырубку - и в кадре, естественно, оказался и человек с бензопилой.
 - если вы снимали, опять-таки, в открытом для общего доступа месте - в лесу, на улице и т.п. Если возмущающийся субъект и так у всех на виду - с чего ему возмущаться, что его здесь увидят и на фото?

Суд рассматривал такие случаи: к примеру, одна женщина судилась с газетой по поводу того, что попала в кадр курящей на улице, родственники увидели ее и случился скандал, т.к. она скрывала от родных, что курит. Суд она проиграла по указанным выше причинам.

Вообще же, возьмите на заметку статью 152.2 Гражданского кодекса РФ:
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Заметьте, что даже эти нормы касаются обнародования и дальнейшего использования снимков - а с самой съемкой и того проще.

Но в любом случае учтите, что не всем нравится, когда их снимают даже на законных основаниях... особенно, если эти кто-то занимаются чем-то, за что могут получить крупный штраф, лишиться работы или сесть года эдак на три (см. статью 260 УК РФ, Незаконная рубка лесных насаждений) - поэтому агрессия в таких случаях не является чем-то необычным.

Это еще одна причина, почему общественный экологический контроль должны проводить несколько человек. В любой сложной ситуации ведите себя спокойно, сдержанно, без эмоций и оскорблений - и держитесь вместе, не допуская, чтобы кто-то один оказывался далеко от остальных. Особенно, если он и проводит съемку. Автор этих строк испытал на себе, что бывает при нарушении этих простых правил безопасности...

Важно! Кроме того, в ходе общественного экологического контроля вы не имеете права без разрешения проникать на частную территорию, закрытые и охраняемые объекты - хотя ничто не мешает вам такое разрешение попросить прямо на месте. Даже если вас не пускают куда-либо (например, на обнесенный ограждением сквер во время рубки) - ничто не мешает снять все, что нужно, издалека, из окон домов либо с возвышенности (зимой подходят даже сугробы плотного снега).

Важно! А еще общественный контроль, сам по себе, не дает вам права требовать остановки работ или блокировать технику.

В то же время, если есть все основания полагать, что происходит что-то незаконное - например, работы без документов людей без спецодежды на технике без опознавательных знаков - вы можете, а в ряде случаев даже обязаны принять меры по предотвращению правонарушения.

Это не значит, что можно кидаться на рубщиков с кулаками (во-первых, это будет нападением, во-вторых, бензопила в руках противника может серьезно повредить вашему здоровью). В случае, если на ваших глазах происходит правонарушение, вы можете встать на пути у техники, обхватить руками дерево - и обязательно немедленно вызовите полицию либо попросите сделать этого кого-нибудь, если не можете сами.

Ваше оружие здесь - собственный гражданский долг и две статьи:

Уголовный Кодекс Российской Федерации

Статья 39. Крайняя необходимость

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 2.7. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Главное помнить - правопорядок у нас охраняют (по закону) соответствующие государственные органы. Мы, рядовые граждане, лишь оказываем им содействие.

Но общественный экологический контроль, напоминаем, это не остановка работ и ловля преступников. Общественный экологический контроль сводится к мирным и безобидным действиям: пришли, увидели, засняли, составили акт.

Дальнейшие действия

Итак, контроль успешно проведен, у вас на руках акт и фотографии: все с подписями участников мероприятия. Что делать дальше?

Акт, как мы с вами говорили в самом начале, является доказательством. Прикладывайте его (или заверенную копию) к заявлениям. Помните, о чем было сказано ранее? Федеральный Закон "Об охране окружающей среды":результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Напоминайте об этом и ссылайтесь на эту статью в заявлениях и жалобах.
Кстати, мы все это время говорили только об актах с фотографиями - но, по сути, понятие "результаты" может включать и простое коллективное заявление в свободной. Можно, конечно, и так - но с актом и фотографиями будет гораздо надежнее, внушительнее и нагляднее, поэтому лучше сразу делать такую работу "не за страх, а за совесть".

Наконец, не надо забывать, что вся общественная деятельность - это деятельность от имени общества, публичная и открытая. Поэтому лучше всего не просто провести мероприятие и составить акт. Хорошим и полезным результатом общественного экологического контроля становится публикация в СМИ, либо, хотя бы, публикация в Интернете - в живых журналах, на сайтах. Естественно, что для публикаций очень даже уместно отойти от "протокольного" изложения, и вволю рассказать все, как есть - простым и понятным языком, с личными впечатлениями, по всем правилам хорошей статьи, которую интересно читать. =)

Подытоживая, позвольте привести пару примеров общественного экологического контроля из нашей практики:

17 июля 2013 г, общественно-экологический контроль в парке "Дубки": фото и видео

Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 21.07.2012

Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 2 июня 2013 г.: фото, видео, результаты

Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 23 июня 2013 г.: фото, видео, результаты

Три дня общественно-экологического контроля: часть первая. "Дубки" и "Парк имени Л.Н.Толстого"

Три дня общественно-экологического контроля: часть вторая. Куркино, парк "Дубрава".