+7 (495) 991-18-50

+7 (499) 250-84-98

Несмотря на то, что процесс разработки генпланов близится к завершению, многие из Вас еще столкнутся с проблемой утверждения генплана Советом депутатов (приняты не более 20% генпланов поселений). Как голосовать по проекту генплана, какую занять позицию? Почему проекты генпланов вызывают подчас ожесточенное противостояние властей и инициативных групп граждан?  

5ffa17fed4 1 - 200

Эти проблемы обусловлены несколькими факторами.

1. Фактором времени. Власти спешат: до 1 января 2015 года генпланы должны быть приня-ты. Это вызывает огромные трудности. Контролирующим и согласующим органам спра-виться с оценкой и отработкой замечаний по более чем тремстам генеральных планов поселений – задача архисложная. Страдает качество согласований и контроля.

2. Бедностью бюджетов поселений. Не секрет, что поселения ищут исполнителя подешевле, на это нацелен и принцип проведения конкурсов. Например, разработка проекта генплана г.п. Загорянский стоила 500 т.р. Этот проект был отклонен с огромным скандалом из-за массовых протестов населения. В г.п. Щёлково при проведении конкурса цена разработки проекта с 11 млн рублей упала до 3,5 млн. Разумеется, идти на понижение стоимости работы до такой степени соглашаются фирмы, которые никогда не занимались разработкой проектов генпланов, не осознают своей ответственности, не озабочены проблемами профессиональной этики.

3. Сложными взаимоотношениями властей муниципальных районов и входящих в них поселений. Район принимает Схему территориального планирования (СТП). А как она потом согласуется с проектами генпланов поселений? Ведь зачастую у администраций поселений есть свои интересы и свои аппетиты. Законодательство не наделило муниципальные районы функциями контроля в этой сфере. Действуют, где как придётся. Конфликт интересов может привести к неодолимым противоречиям.

4. Главными заказчиками и лоббистами проектов генпланов часто выступают акулы строи-тельного бизнеса столичного региона, получающие баснословные прибыли при строи-тельстве жилья, и в то же время не несущие никакой ответственности, если это жилье не будет обеспечено по нормативу объектами соцкультбыта, жизнеобеспечения, развитой дорожной инфраструктурой.

Как в этих условиях защитить своё население, своих избирателей, как сделать так, чтобы проект генплана действительно стал документом развития, а не стагнации? Не пожалейте времени, чтобы досконально разобраться в этом проекте.

Если презентация проекта генплана ещё не состоялась, попытайтесь до публичных слушаний провести «круглые столы» с обязательным приглашением специалистов. Пусть они расскажут о своём видении градостроительных проблем поселения, проекта генплана. И всё это обязательно должно быть отражено в СМИ. Тогда жители поселения не будут на публичных слушаниях по генплану углубляться только в одну касающуюся их проблему, а будут смотреть шире на аспекты развития их территории, и обсуждение проекта станет более глубоким, затронет больше проблем и интересов.

Как депутат, потребуйте, чтобы администрация организовала публичные слушания по проекту генплана в удобное для активного населения время (по выходным или в вечерние часы).

И хотя проект генплана очень сложный документ, не надо этого бояться. Взгляните сначала на него глазами простого, но неравнодушного жителя.
В описательной части проекта генплана обратите внимание – сохранено ли архитектурное и историко-культурное наследие (все ли памятники на своём месте, остались ли прогулочные зоны и бульвары, т.е. все места, которые являются визитной карточкой поселения и традиционно любимы и дороги горожанам). Если эти объекты сносятся или переносятся, то ради чего.

Решите задачку: соотнесите количество жилья, которое будет построено согласно проекту генплана с количеством прироста населения по проекту того же генплана к ожидаемому пе-риоду. Если выйдет, например, по 60 кв метров на человека, то значит количество жителей, которые купят жилье и переедут в ваше поселение, занижено в 2,5 раза. Это сделано с целью уменьшить затраты частных инвесторов по строительству социальных объектов - школ, больниц, стадионов (существуют их нормативы в расчете на 1000 жителей). Значит, проект генплана имеет коррупциогенные признаки и подлежит отклонению.

Учитывая поставленную губернатором задачу увеличить количество парковых зон в два раза, проверьте, не сокращаются ли территории ваших зелёных зон – парков, скверов, бульваров, лесопарков, лесов, и какие по проекту будут созданы новые зелёные зоны.

Если в генплане обозначена трассировка новых магистральных дорог (стремление провести их «по головам» жителей вызывает наибольшее сопротивление) обратите внимание на сле-дующие моменты: выдержаны ли СНИПы их защитных полос; существует ли альтернативный вариант этой трассировки, чего требует закон. Вообще, проведены ли разработчиками логи-стические исследования транспортной схемы поселения с учетом ежегодного роста количе-ства машин у населения?

Есть ли в проекте информация о численности занятых в экономике и планируемом количестве рабочих мест? Если производства не увеличиваются, то зачем строить спальные районы, какая от них польза местному бюджету и коренным жителям?

Существует ли план-график реализации мероприятий генерального плана? 

Имеется ли в проекте информация о существующих кладбищах, на землях каких категорий они расположены, их статус, наличие санитарных зон. Есть ли сведения о потребности посе-ления в местах захоронения?

Учтены ли проектом генплана границы планируемых особо охраняемых природных террито-рий федерального и регионального значения, установленные Схемой территориального пла-нирования Московской области (а вдруг здесь предполагается строительство) И т.д. и т.п.

Это далеко не полный перечень главных вопросов, ответы на которые должны быть в проекте генплана. 

Если вы не найдёте ответа на свои вопросы, или увидите стратегически неверные градостроительные решения и неустранимые нарушения в проекте генплана, вы вправе потребовать от главы его отклонения и отправления на доработку. Если глава не желает этого делать в силу каких-то обстоятельств, поднимайте общественность, обращайтесь в вышестоящие органы власти.