Оригинал взят у ![]() в Общественный экологический контроль: теория и практика |
К сожалению, Россия не относится к числу стран, где государство проявляет достаточно заботы об экологической обстановке.
Скорее даже наоборот - если верить аналитикам Всемирного экономического форума, прошедшего в Давосе в 2012 г. Поэтому на помощь и активное участие чиновников в сохранении нашей среды обитания надеяться не приходится - чаще приходится им активно противостоять, борясь либо с антиобщественными и грабительскими решениями, либо с их категорическим нежеланием работать. Примеров обратного критически мало. Потому, добиваясь от нашего государства или органов местного самоуправления качественной работы, надо уже иметь на руках пакет доказательств. Для этого (в том числе ;) ) и существует общественный экологический контроль. Правовой основой общественного экологического контроля являются высшие нормативные правовые акты России: Конституция России устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Таким образом, проводя общественный экологический контроль, мы не только реализуем свои конституционные права, но и выполняем свои, как граждан, прямые обязанности. Федеральный Закон "Об охране окружающей среды" говорит буквально следующее: Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) 1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. 2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. 3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Обратите особое внимание на третий пункт. Сейчас нет каких-либо законодательных актов, конкретизирующих порядок проведения гражданами общественного экологического контроля - поэтому фразу "в соответствии с законодательством" можно трактовать только одним образом: любыми не противоречащими закону способами и средствами. Вообще, если вы занимаетесь общественной деятельностью в области охраны окружающей среды (как бы высокопарно это ни звучало =) ), очень рекомендую изучить закон "Об охране окружающей среды". Как правило, чиновники, и, тем паче "крепкие хозяйственники", "бизнесмены" и прочие бандиты знают этот закон очень плохо и его соблюдением себя не утруждают - не стоит им уподобляться. А вот ловить за руку и выставлять незаконные дела, наносящие вред нашей земле и нашим природным богатствам очень даже стоит. Для этого, опять же, и существует общественный экологический контроль. Результатом контроля всегда должен быть документ, в котором вы зафиксируете все, что выявили. Он называется акт. А можете воспользоваться вот этой удобной и универсальной формой, по которой работаем мы: Повторюсь, что этот бланк - всего лишь шаблон, его совершенно свободно можно изменять по своему усмотрению. Общественный контроль (в т.ч. экологический) всегда проводится применительно к чему-то. Это называется объектом контроля. Этот объект надо достаточно четко указать. Как правило, это какой-либо участок земли. Например, у вас во дворе недавно прошла вырубка - следовательно, объектом контроля будет территория города такого-то в границах таких-то, либо вблизи какого-либо отмеченного на карте объекта. Примеры: 1) ... провели осмотр территории парка "Дубки" в г. Химки в границах: Нагорное шоссе - ул. 9 мая - центральная аллея парка - территория детской площадки. 2) ... провели общественный экологический контроль в отношениитерритории г. Химки вблизи д. 66 по Юбилейному проспекту. 3) ... провели общественный экологический контроль состояния двора и внутриквартальной дороги на территории г. Химки, вблизи д. 9 и 10 по ул. 9 Мая. Главное требование - чтобы по записи в акте можно было четко и однозначно понять, что именно мы с вами проверяли. Помимо акта, этому помогут сделанные в ходе осмотра фотографии. Далее - в акте обязательно укажите время проведения осмотра, его начало и окончание. То есть все, под чем мы подписываемся в составленном акте, нами фиксируется. Уже нельзя будет сказать, что этого не было - ведь несколько граждан своей подписью засвидетельствовали все, что увидели. Например, строительная техника припарковалась на газоне, повредив травяное покрытие - 5-6 подписей местных жителей, которые составили акт, уже не позволят сказать, что в такое-то время техника там не стояла. Или, к примеру, если у вас во дворе срубили пять деревьев, и в акте вы поставили подписи о том, что вечером такого-то дня в такое-то время нашли во дворе пни и опилки - уже нельзя будет сказать, что вам померещилось. По сути, подписи в акте - своего рода свидетельские показания. Это уже доказательство, а не просто голословные заявления. Тут мы подходим к очень важному моменту и частой ошибке, которую допускают люди. Актом вы фиксируете только то, что увидели в ходе осмотра. Неправильно: ... в ходе осмотра было обнаружено, что деревья были недавно незаконно вырублены... Правильно: ...в ходе осмотра были обнаружены пять пней. Древесина насрезе влажная, мягкая, почва вокруг пней усеяна опилками, ветвями, кусками древесины ... Только факты. Только то, что видно по сути. В то же самое время, если в ходе осмотра вы поймали потенциальных злоумышленников, что называется, с поличным - обязательно укажите это в акте. Например: ... в ходе осмотра была обнаружена группа из трех человек, при помощи бензопил производящая валку деревьев, разделение стволов спиленных деревьев на части и отделение ветвей от стволов ... Если на спецодежде рабочий или технике есть логотипы, указывающие на их принадлежность к организации - обязательно укажите их. На любой строительной технике (кроме, разве что, тачек ;) ) должны быть номера - будь то самосвалы, бульдозеры, тракторы, экскаваторы, или, не дай Бог, харвестеры. В случае, если движется и работает техника без номерных знаков - обязательно укажите это в акте и постарайтесь сфотографировать ее со всех сторон в качестве подтверждения. Важно! Мы не должностные лица и не имеем права требовать, чтобы нам предъявляли документы - НО! мы имеем полное право попросить предъявить их нам. Разрешение на строительство, ордер на строительные работы, ордер на производство земляных работ, порубочный билет и т.п. Вежливо попросите вам их показать. Если их предъявляют - сфотографируйте. Если отказываются - обязательно укажите в акте, что на просьбу продемонстрировать (показать) вам разрешительные документы встретили отказ. В конце концов, если эти люди работают законно - вся документация должна быть у них на руках, а если вам почему-то отказываются продемонстрировать документы - можно смело считать, что их нет. Вы, наверное, обратили внимание, что выше мы неоднократно упоминаем фотографии. На фотографиях должны стоять дата и время съемки, и очень хорошо будет, если в кадр попадут участники общественного контроля (не "злоумышленники" и не случайные прохожие, а те, кто подпишет с вами акт). Если ваш фотоаппарат не выставляет время и дату автоматически (не все так хорошо настраивают технику) - не страшно. На распечатанные снимки от руки поставьте дату, время и место съемки. В любом случае поставьте на распечатанные снимки свои подписи - чтобы заверить их таким образом. К сведению: часто потенциальные нарушители (назовем их так) кричат "Не снимайте нас! Вам нельзя нас снимать!" Обычно это наглая ложь. Действительно, есть места, где съемка запрещена - но таких мест очень мало, и там общественный экологический контроль обычно проводить нет причин. В любых местах, открытых для общего доступа (т.е. куда можно пройти законно и свободно, где нет сплошного ограждения и т.п.) снимать можно. Законом также установлено, что не допускается сбор и распространения информации о частной жизни человека без его согласия - такой нелепый аргумент нам доводилось слышать от сотрудников ЧОП или рабочих, изображающих юридическую грамотность. Но вот "беда" - какая такая частная жизнь у человека на работе? Вы же снимаете не гражданина такого-то. Вы снимаете работника в униформе, экскаватор с водителем и т.п. Кроме того, законом даны оговорки: Суд рассматривал такие случаи: к примеру, одна женщина судилась с газетой по поводу того, что попала в кадр курящей на улице, родственники увидели ее и случился скандал, т.к. она скрывала от родных, что курит. Суд она проиграла по указанным выше причинам. Вообще же, возьмите на заметку статью 152.2 Гражданского кодекса РФ: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату. Заметьте, что даже эти нормы касаются обнародования и дальнейшего использования снимков - а с самой съемкой и того проще. Но в любом случае учтите, что не всем нравится, когда их снимают даже на законных основаниях... особенно, если эти кто-то занимаются чем-то, за что могут получить крупный штраф, лишиться работы или сесть года эдак на три (см. статью 260 УК РФ, Незаконная рубка лесных насаждений) - поэтому агрессия в таких случаях не является чем-то необычным. Это еще одна причина, почему общественный экологический контроль должны проводить несколько человек. В любой сложной ситуации ведите себя спокойно, сдержанно, без эмоций и оскорблений - и держитесь вместе, не допуская, чтобы кто-то один оказывался далеко от остальных. Особенно, если он и проводит съемку. Автор этих строк испытал на себе, что бывает при нарушении этих простых правил безопасности... Важно! Кроме того, в ходе общественного экологического контроля вы не имеете права без разрешения проникать на частную территорию, закрытые и охраняемые объекты - хотя ничто не мешает вам такое разрешение попросить прямо на месте. Даже если вас не пускают куда-либо (например, на обнесенный ограждением сквер во время рубки) - ничто не мешает снять все, что нужно, издалека, из окон домов либо с возвышенности (зимой подходят даже сугробы плотного снега). Важно! А еще общественный контроль, сам по себе, не дает вам права требовать остановки работ или блокировать технику. В то же время, если есть все основания полагать, что происходит что-то незаконное - например, работы без документов людей без спецодежды на технике без опознавательных знаков - вы можете, а в ряде случаев даже обязаны принять меры по предотвращению правонарушения. Это не значит, что можно кидаться на рубщиков с кулаками (во-первых, это будет нападением, во-вторых, бензопила в руках противника может серьезно повредить вашему здоровью). В случае, если на ваших глазах происходит правонарушение, вы можете встать на пути у техники, обхватить руками дерево - и обязательно немедленно вызовите полицию либо попросите сделать этого кого-нибудь, если не можете сами. Ваше оружие здесь - собственный гражданский долг и две статьи: Уголовный Кодекс Российской Федерации Статья 39. Крайняя необходимость 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 2.7. Крайняя необходимость Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Главное помнить - правопорядок у нас охраняют (по закону) соответствующие государственные органы. Мы, рядовые граждане, лишь оказываем им содействие. Но общественный экологический контроль, напоминаем, это не остановка работ и ловля преступников. Общественный экологический контроль сводится к мирным и безобидным действиям: пришли, увидели, засняли, составили акт. Дальнейшие действия Итак, контроль успешно проведен, у вас на руках акт и фотографии: все с подписями участников мероприятия. Что делать дальше? Акт, как мы с вами говорили в самом начале, является доказательством. Прикладывайте его (или заверенную копию) к заявлениям. Помните, о чем было сказано ранее? Федеральный Закон "Об охране окружающей среды":результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Напоминайте об этом и ссылайтесь на эту статью в заявлениях и жалобах. Наконец, не надо забывать, что вся общественная деятельность - это деятельность от имени общества, публичная и открытая. Поэтому лучше всего не просто провести мероприятие и составить акт. Хорошим и полезным результатом общественного экологического контроля становится публикация в СМИ, либо, хотя бы, публикация в Интернете - в живых журналах, на сайтах. Естественно, что для публикаций очень даже уместно отойти от "протокольного" изложения, и вволю рассказать все, как есть - простым и понятным языком, с личными впечатлениями, по всем правилам хорошей статьи, которую интересно читать. =) Подытоживая, позвольте привести пару примеров общественного экологического контроля из нашей практики: 17 июля 2013 г, общественно-экологический контроль в парке "Дубки": фото и видео Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 21.07.2012 Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 2 июня 2013 г.: фото, видео, результаты Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 23 июня 2013 г.: фото, видео, результаты Три дня общественно-экологического контроля: часть первая. "Дубки" и "Парк имени Л.Н.Толстого" Три дня общественно-экологического контроля: часть вторая. Куркино, парк "Дубрава". |